Книжный рынок и издательства   Библиотеки   Образование
и наука
  Конкурс
“Университетская книга”

Апрель 2024
"Научное издательство: потенциал, авторы и инвестиции"

  • Леонид СУХИХ: "Миссия: инженер"
  • Субсидия-2023: эффективность использования
  • Научная этика: кризис добросовестности
  • Рейтинг вузов стран БРИКС: перспективы и приоритеты



МультиВход

Интервью

Книжный рынок

Вузовские издательства

Искусство издавать

Библиотеки

Образование

Инновационные технологии

Электронные библиотеки

Культура книги

Библиогеография

Библиотехнологии

Выставки и конференции

Конкурсы и премии

Документы

Copyright.ru

КНИГА+

Год литературы

Журнал Онлайн




 

samiy-chitayuschiy-region


Рассылка


 

rgdb-podari-rebenku

Сетевая электронная библиотека — новый формат открытого доступа
06.09.2020 20:20

Движение открытого доступа в нашей стране представлено в основном университетскими репозиториями, определённые модели существуют в рамках проекта Национальной электронной библиотеки, научно-образовательных центров мирового уровня, локальных библиотечных объединений, но вот, чтобы оператором интеграции выступала коммерческая компания, такого ещё не было.

setevaya-elektr-biblioteka-nikiforov

Об особенностях, преимуществах, перспективах и подводных камнях реализации проекта «Сетевая электронная библиотека» мы беседуем с генеральным директором издательства «Лань» Александром НИКИФОРОВЫМ.

— Александр, расскажите, как возникла идея создания Сетевой электронной библиотеки (СЭБ)? В чём суть проекта, кто был инициатором и какие преимущества есть у его участников?

— И изначальная идея, и инициатива создания возникли, признаться, не у нас. Нескольких педагогических вузов запланировали реализовать проект «Сетевой педагогический университет», участникам которого нужно было создать электронную библиотеку, где они могли бы взаимно использовать литературу, изданную внутри вузов. Это, собственно, и было главным преимуществом для их библиотек — бесплатный доступ и постоянное пополнение библиотечных фондов. А в качестве технологического партнёра они выбрали «Лань». Поэтому сначала мы реализовали этот проект, а потом уже масштабировали полученный опыт, создавая другие отраслевые сетевые электронные библиотеки.

— Как охарактеризуете сегодняшние подходы библиотек к комплектованию электронными ресурсами? Каковы тенденции?

— Вопрос о подходах к комплектованию может быть отдельной полноценной темой для интервью, статьи или даже для целого дня большой конференции. И вообще, это не всегда подходы библиотек. Иногда проректоры получают привлекательные коммерческие предложения от кого-нибудь из поставщиков, принимают решения и доводят их до библиотек. То есть библиотекам просто говорят, что выписать. Такие действия ярко иллюстрируют тот факт, что в основе принимаемых решений лежит формальный метод.

Мы все помним приказ Рособрнадзора № 1953. И то, что после его отмены многие эксперты отрасли в один голос предрекли быструю смерть базовым коллекциям: ведь можно выбирать и соответственно приобретать только нужную литературу. Что мы имеем сегодня? Базовые коллекции не просто никуда не делись, но, напротив, сохранили доминирующее положение в комплектовании электронными ресурсами.

Почему? Да потому что такое приобретение — это не столько форма комплектования в некогда привычном для нас представлении, т.е. то, что нужно, сколько приобретение некоей «таблетки», которая снимает головную боль при аккредитации: купил, принял, голова не болит, книгообеспеченность закрыта. Именно так некоторые дистрибуторы базовых коллекций и подают эту мысль или пытаются вложить её в головы руководству вузов и библиотек.

Но важно помнить, что в стоимость этой «таблетки» входит вся литература: от балета до авиастроения и от ветеринарии до лингвистики. Есть такие вузы, где это изучается одновременно? Нет, даже в очень крупных это не так. Но платить-то за эту, не скажу, что лишнюю, но однозначно непрофильную литературу приходится. Кроме того, в этих базовых коллекциях — возьмём в качестве примера физику и математику — нет таких фамилий, как Ландау, Фихтенгольц, Иродов, Демидович, и многих других.

Объективно ли это, раз базовые коллекции настолько востребованны? И да и нет.

С одной стороны, для приобретения книг уровня того же Ландау требуется больше денег, так как издатели ценят свой уникальный контент. Такие финансовые возможности объективно есть не у каждого университета. С другой — университеты часто сами создают для себя обманчивые комфортные условия, при которых можно и не пытаться эти средства найти и постепенно забыть об этом условном Ландау или даже убедить себя, что не очень-то он и нужен.

С таким подходом в силу артикулируемых экономических причин происходит отказ от качественной литературы. Как бы это высокопарно и пафосно ни звучало, от этого страдает или может пострадать образование. Возвращаясь к началу ответа, хотелось бы отметить: я абсолютно уверен, что нужно делать библиотеку максимально сильной. Чтобы проректор не принимал быстрые решения, прочитав чьё-то письмо, а обращался с предложениями к библиотеке. Но для этого она должна быть сильным и авторитетным подразделением в вузе, имеющим серьёзное влияние и вес при принятии определённых решений.

— Есть ли зарубежные аналоги подобных проектов? Если да, кто и как их реализует?

— С учётом того, что движения «Открытый доступ», «Открытая наука» (а Сетевая электронная библиотека как раз из этой сферы) идут из-за рубежа, не исключаю, что нечто подобное есть. Но мы не изучали данный вопрос, поэтому уверенно говорить о наличии или об отсутствии аналогов не можем.

— Какую цель преследует Ваша компания, реализуя данную инициативу? ЭБС «Лань» активно развивается; не лучше ли сегодня, особенно в условиях кризиса, направить силы и возможности на усиление её присутствия на рынке?

— Здесь бы я в первую очередь прокомментировал словосочетание «в условиях кризиса». Эксперты отрасли уже на целом ряде мероприятий первой половины года, в том числе на тех, где вы были модератором, проговаривали, что наша отрасль сейчас чувствует себя довольно стабильно. Это означает, что так же стабильно себя чувствуют и её коммерческие участники. Но что будет с бюджетами в следующем году и в ближайшие годы, мало кто может определить точно. То, что кризис повлияет на всех участников: университеты, библиотеки и агрегаторов, это факт. Поэтому наша инициатива является во многом антикризисным предложением. Если вузы с нашей помощью обеспечат себя многими тысячами наименований учебной и научной литературы, да ещё и бесплатно, это будет иметь прямое отношение к антикризисным мерам.

setevaya-elektr-biblioteka-1Если говорить о собственном положении на рынке, то, предоставляя помимо коммерческой подписки ещё и бесплатную нужную литературу, мы укрепляем позиции в вузах-подписчиках. Что касается нашего присутствия на рынке или его расширения, данная инициатива позволяет обеспечить популярность ЭБС просто потому, что проект вызывает интерес у очень большого количества вузов. Включаясь в него, читатели из вузов-неподписчиков начинают работать с «Ланью» как с платформой, а значит, появляется вероятность того, что они увидят нужный для себя, но недоступный коммерческий контент и подпишутся на него.

В итоге получается очень удачное сочетание бизнес-интересов и социальной деятельности, так как на развитие и поддержание проекта мы тратим значительные средства, участвуя в развитии института открытого доступа. Здесь наш бизнес-подход ориентирован не на сиюминутное извлечение прибыли, а на долгосрочную перспективу. Именно так мы объясняем, когда нас спрашивают, зачем вам это надо и где здесь подвох.

— Какова основная статистика по проекту СЭБ? Сколько в нём участников? Каков объём размещённого контента? Что наиболее востребованно?

— Если брать суммарные показатели всех отраслевых СЭБ, то общее количество участников — 160, а объём размещённой литературы уже превышает 20 тыс. наименований. При этом, конечно, они развиты и наполнены по-разному. Некоторые СЭБ, такие, например, как аграрная и педагогическая, созданы раньше, включают большее количество участников и контента, какие-то — меньше.

Кроме того, карантин притормозил процесс и многие заинтересованные вузы просто не смогли решать все эти вопросы дистанционно. Но, судя по динамике развития проектов и интереса к ним, до конца года общее количество участников, полагаю, вырастет до 200, а объём контента — до 30 тыс. наименований. Может, и больше. Хотя здесь важно не общее число, а размер каждой отдельной СЭБ. К этому периоду, думаю, крупнейшей станет СЭБ технических вузов, значительно вырастут проекты классических университетов, а также институтов культуры и искусства. Что же касается статистики использования, то для меня стал неожиданным уровень активности использования контента среди, например, аграрных вузов. Думаю, в течение осени мы поделимся результатами. Найдём наиболее интересные статистические разрезы и представим их.

— Каковы условия участия в СЭБ? Сколько это стоит? Какие бонусы получают участники? Как выстраивается монетизация?

— «Сколько это стоит» — пожалуй, самый популярный вопрос, который мы слышим от потенциальных участников. Проект СЭБ является бесплатным, и, если необходимо, мы объясняем почему (я это уже сделал в предыдущих вопросах). Главным условием вхождения в проект является вклад в общую «копилку», т.е. размещение на платформе книг, изданных в вузе. Модель очень проста — заключение договора, размещение своих книг в ЭБС и в итоге получение доступа к общему массиву, т.е. к сети научных университетских библиотек.

Основным бонусом для вузов является бесплатное увеличение и постоянное пополнение библиотечных фондов, уверенное закрытие показателей книгообеспеченности, а также получение литературы по очень широкому спектру дисциплин. Дело в том, что вузы-партнёры пополняют проект не только профильной литературой, но и контентом по всем направлениям, что издают у себя. В частности, участники той же аграрной или педагогической СЭБ размещают не только аграрную или педагогическую литературу, но и книги по экономике, биологии, математике, информатике и т.д.

Монетизация тоже предусмотрена. Размещённый университетами-участниками контент предоставляется на коммерческой основе для вузов-неучастников; так партнёры могут получать дополнительный доход.

— Вы отмечаете, что присоединиться к СЭБ могут любые вузы, даже не Ваши подписчики. Тогда в чём здесь интерес Ваших коммерческих проектов?

— Да, к проекту может присоединиться любой университет, неважно, подписчик или нет. А коммерческие интересы лежат в плоскости формирования привычки работать с нашей платформой у читателей этих вузов. Сначала только с контентом СЭБ, а потом, возможно, и с приобретением доступа к коммерческому контенту.

— Какие дополнительные сервисы, помимо непосредственно доступа к контенту, получают пользователи сетевой библиотеки? Какая статистика доступна подписчикам?

Поскольку наша коммерческая деятельность сводится к предоставлению доступа, то все сервисные возможности всегда остаются бесплатными. Так развивается наша отрасль: агрегаторы берут деньги только за предоставление доступа к контенту, а не за сервисы. Поэтому я бы в части сервисов не разделял контент на коммерческий и Сетевой электронной библиотеки. Нет никакой разницы. Так что организации — участники проектов и их читатели имеют полный набор функционала, предоставляемого «Ланью»: и бесшовную авторизацию (если она реализована в вузе), и интеграцию с системой дистанционного обучения, в частности с Moodle, и полнотекстовый поиск, и все возможности личного кабинета, и статистические отчёты.

— Как обстоят дела с качеством загружаемого в СЭБ контента? Не секрет, что в последние годы качество вузовских изданий снижается, немало книг выходит в авторской редакции, многие не проходят проверку на плагиат.

— Мне кажется, это такое устойчивое мнение, которое мы уже воспринимаем как факт. Только этот факт не очень проверенный. А потому и не факт вовсе.

Во все времена, в том числе в советские, литература, выходившая в специализированных издательствах: «Физматлите», «Машиностроении», «Русском языке» и др., по качеству содержания превосходила книги, издававшиеся внутри вузов. Так исторически сложилось. Я уже вспоминал некоторые фамилии: Ландау и Демидовича, так вот они и не печатались в вузовских издательствах. Если говорить о сегодняшнем качестве вузовской литературы, то оно разное. Есть и шедевры, но их число, как отмечают сами вузы, минимально. Однако бόльшая часть имеет нормальный рабочий уровень. Есть, конечно, публикации, которые предметом гордости для вузов не являются. Их университеты в публичное пространство выкладывать не хотят. И это правильно.

Но я бы выделил другую особенность, несколько необычную проблему: излишнюю, на мой взгляд, придирчивость вузов к себе при выборе собственной литературы для размещения на электронных площадках. Вузы иногда приходится убеждать, что их литература достойна быть прочитанной.

— Нет ли у Вас опасений, что по мере развития СЭБ и наполнения их контентом Вы сами создадите условия, при которых у Ваших подписчиков отпадёт необходимость в использовании ЭБС «Лань», а проекты будут конкурировать между собой?

— Я бы немного поправил. Если они будут использовать ресурсы сетевых библиотек, а они размещены на платформе «Лани», то необходимость в использовании этой платформы отпасть не может — во всяком случае, не должна. Но вопрос понятен: не перехитрим ли мы сами себя своей же инициативой. Надеюсь, что нет.

Более того, я полагаю, что развитие данного проекта как раз создаёт дополнительные условия для большего использования коммерческого контента. Потому что литературой, размещённой в СЭБ, вузы смогут бесплатно «закрывать» все свои потребности с формальной стороны. То есть СЭБ способна выполнять нынешнюю функцию базовой коллекции, только бесплатно. А при появлении свободных (или высвобождающихся) финансовых ресурсов университеты смогут тратить их на приобретение доступа к новинкам и бестселлерам, которые выпускают коммерческие издательства, в том числе та же «Лань».

— На данный момент функционируют восемь отраслевых СЭБ. Планируется ли объединять отраслевые коллекции или открывать к ним доступ непрофильным университетам (например, аграрным вузам к коллекциям технической литературы)?

— Вопрос не столько об объединении, сколько о предоставлении доступа к контенту других СЭБ. Такой запрос мы получаем регулярно, так как пересечений в вузах очень много. И деление университетов на отраслевые по большей части условное. Например, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва и Сибирский государственный университет науки и технологий (СибГУ) имени М.Ф. Решетнёва входят у нас в СЭБ технических вузов, при этом каждый из них — классический вуз. Соответственно они заинтересованы в контенте СЭБ классических университетов. А СибГУ имени М.Ф. Решетнёва, в который в своё время вошёл и Сибирский государственный технологический университет, представляет собой ещё и ведущую школу по лесному хозяйству. В лесном хозяйстве, в свою очередь, заинтересованы и некоторые аграрные вузы. Кемеровский государственный университет, в который когда-то вошёл Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, — участник сетевой библиотеки классических вузов, одна из ведущих школ в области пищевых производств, т.е. их контент нужен, например, Воронежскому государственному университету инженерных технологий или Московскому государственному университету пищевых производств и наоборот.

Вопросы и запросы есть. Нужно анализировать, что тут можно сделать.

— Как Вы оцениваете перспективы развития Сетевой электронной библиотеки? Планируется ли включать в неё альтернативные виды контента, например онлайн-курсы или виртуальные тренажёры?

— Мы все сейчас много говорим о разных видах контента, в том числе о перечисленных Вами. Но сегодня перспективы развития этого проекта я больше связываю не с новыми видами информации, безусловно важными и нужными, которые необходимо развивать, размещать и предлагать читателю, а скорее с тем, чтобы собрать и максимально широко представить традиционный контент, т.е. книги в электронном виде. И, судя по активности вузов, подтверждённой представленными ранее цифрами, интерес к этому контенту, его востребованность по-прежнему очень высоки. Главной задачей я считаю разделение контента на коммерческий и некоммерческий, возможность таким образом для вузов не приобретать, как я уже сказал, заведомо непрофильную литературу, а пользоваться ею, если в этом есть необходимость, бесплатно.

Подобный проект уже давно надо было реализовать, потому что такая потребность объективна, ведь накопился огромный объём литературы, которым вузы готовы делиться и взаимно пользоваться, и похожие проекты уже не раз затевались вузами. На бумаге они существуют до сих пор, но так и не «взлетели».

В общем, идея, которую мы сейчас активно продвигаем, давно на поверхности, а реализована так и не была. Пробуем исправить.

Опубликовано в номере сентябрь 2020

 

Комментарии 

 
#7 Татьянка 12.10.2020 16:52
Итог - я считаю что если компания коммерческая, то за нашу с вами интеллектуальну ю собственность нужно все таки платить, библиотека заведомо будет не качественной, по вышеназванным причинам, и самое печальное пока у нас в научных кругах есть проблемы с плагиатом, такие партнёрства, в которых партнёр играет в одни ворота и ничего не обеспечивает, очень рискованно. И здесь риск имиджа вуза тоже имеет место быть

Сейчас лань атакует ректоров и проректора, обходя нас с вами, но пойти на поводу, значит потом отвечать за это уже своей головой.
Вот и думайте, иметь или не иметь.
Цитировать
 
 
#6 Татьянка 12.10.2020 16:51
4. П 2.3 очень интересно лань включили возможность давать бесплатно весь контент сэб для колледжей. А с какой стати? Лань имея сэб и не платя за контент будет подключать колледжи за деньги, но в нагрузку пойдут труды вузов?. Хочется напомнить, не шуточные штрафы до 5 млн за каждый факт нарушения, который может потребовать законный представитель. Готовы за бесплатно рискнуть? На вопрос как лань проверяет плагиат, ответ соотвественно был получен никак, ровно как и забота о качестве изданий, передаваемых вузов в сэб, тоже не их задача.
5. Пункт 4.1. Прт проценты просто по сути для отвода глаз. Понятно, что вузу проще найти одну методичку и сунуть и получить доступ тетерь уже к единой СЭБ. А где найти тех простаков, кто купит? Про СПО мы с Вами уже знаем, что их вписали мелким шрифтом и они тоже не заплатят.
Цитировать
 
 
#5 Татьянка 12.10.2020 16:49
Коллеги, поддерживаю, читаю договор, который прислали с лани и считаю, что прежде чем подписаться под этим важно понимать:
Самое важное: 1. Вуз должен обладать исключительным правом, те по гк рф иметь договор отчуждения авторских прав и не забыть об обязательной выплате гонорара - это важно, если Вы этого не делали, остерегитесь. Одно дело использовать у себя, тут не проблем, другое дело передавать в открытый ресурс, в котором сразу будет все видно и не избежать рисков нарушения прав 2. Договор этот по факту гарантирует доступ по Ip адресам п. 1.6, а значит может быть не принят при проверке ( должен быть удалённый доступ вне сети вуза), иначе лань могут попросить вас потом доплатить за доступ по паролю или он не будет иметь смысла вообще. 3.По п 2.2.лань может передать все права другим участникам - сублицензия, но зачем, ведь речь идёт только о доступе для всех участников?
Цитировать
 
 
#4 Татьянка 12.10.2020 14:55
Коллеги, читаю договор, который мне прислали с лани... Доступ прописано даётся только по Ip адресам. А как же удалённый для каждого обучающегося? Штраф 50000 если вдруг предадим не те данные. Исполнитель (лань) вправе передавать сублицензии, это уже серьёзнее...п2.3. Гласит о том, что СПО получат доступ к нашему контенту. Это как вообще? Но самое главное, что всю ответственность будет нести универ. Так ещё по а 3.3. Вуз должен быть исключительным правообладателе м, т.е, иметь железобетонные договора с авторами и не забыть авторам выплатить деньги. Но только вот по этому договору факт ничего не получит вуз, кроме вероятности получить иск! Мы все знаем про проблемы плагиата и кстати за него в случае чего ответит вуз, и все ради создания библиотеки которая даже по требованиям не пройдёт при проверке, так доступ и тот в стенах вуза по Ip, в общем получив ещё ответ о менеджера, что им все равно на года изданий, плагиат не проверяют сами и тп .., стороной такие проекты!
Цитировать
 
 
#3 Фёдор 09.10.2020 07:11
Александра, полностью согласен. Никифоров одел корону и решил управлять миром:) только вот ресурс его чтобы обеспечивал процесс должен стоить несколько миллионов. Поэтому стратегическое решение собрать хоть что-то. В чем я не сомневаюсь, что будет грандиозная помойка. Стоящие издания адекватные люди не отдадут в коммерческую фирму для национального проекта. У нас есть Нэб в чем вопрос ? А в том, что у вузов зачастую нет прав. Чтобы иметь возможность передавать на каждый авторский материал должен быть договор и выплата или все осень четкого в трудовом договоре предусмотрено. Поэтому и сливают весь хлам. Хитрость в том, что. Как то давят они через ректоров, где-то что прозвучало рекомендательно го характера и теперь притягивая это как прямой указ Лань и собирает все. Впервые они стали собирать сетевую библиотеку - смешно. Они отстали лет на 10, в других Эбс давно созданы и работают с вузовским контентом. Только мягко и правильно. Экспертизу проводят, выплаты назначают и т п
Цитировать
 
 
#2 Александра Черняева 08.10.2020 05:18
В добавление к сказанному, хотелось бы отметить, что следуя здравому смыслу вузы не отдадут качественные издания, сольют методички и старье, а значит никакого отношения это к открытой науке не имеет, и самое главное, что в результате такой напористой работы предпринимателе й, формируется не благоприятная среда, как с точки зрения авторского права, так и с точки зрения здоровой конкуренции.
Цитировать
 
 
#1 Александра Черняева 08.10.2020 05:10
Интересно в позиции даже не то, что между делом говориться, что проектора формально принимают решения приобретая базовые коллекции в поисках «таблетки», а значит обвиняя их в некомпетентност и и растрате средств, и даже не то, что вузовский контент обесценивается, и не то, что снова не дают покоя Лани более интересные и полные электронные ресурсы, которые годами работают над качеством ресурсов, а то, что почувствовав свои риски, Лань стремиться наполнить быстро свою библиотеку бесплатно и создать ту самую критикуемую базовую коллекцию других популярных электронных библиотек, чтобы нажиться на чужом интеллектуально м труде. Но самое забавное, что в этой статье говорится о монетизации вузовских изданий, а вот уже в следующей статье по факту все 170 вузов, которым обещали доходы от не участников СЭБ,в открытую национализирова ли, авторы вузов теперь не смогут печатать то, что публикует вуз, вузы участники СЭБ, несмотря на необходимость получать доходы обесценивают свои труды.
Цитировать
 



telegram-1-1
 
Какие форматы доступа на электронную периодику для вас наиболее интересны?
 

 


webbanner-08-video

 

 nacproekt-kultura0geniy-mesta

 

programma-prioritet-2030

 

IMG 0024

 

 

ebs-v-bibliotekah

 

webbanner-red-04-kn-rynok

 

 kn-rynok-moskvy

 

subsidiya-na-kompl-fondov

 

kn-otrasl-klyuchevye-kompet

 

 
Copyright © ООО Издательский дом "Университетская книга" 2011
Все права защищены.
Студия Web-diamond.ru
разработка сайтов и интернет-магазинов.